Видео дня
Лента новостей

Будни экспертов-криминалистов: трупы, кошки и C.S.I.

Будни экспертов-криминалистов: трупы, кошки и C.S.I.
01.03.2019 13:54
1 марта экспертно-криминалистическая служба системы МВД России отмечает вековой юбилей. Сотрудники данной службы обладают весьма необычными навыками, но при этом знания большинства людей о работе экспертов-криминалистов основываются только на российских и зарубежных сериалах. Как правило, эксперты-криминалисты всегда остаются в тени, и о них не так часто упоминают в прессе, однако без них раскрывать преступления стало бы труднее, а порой — совершенно невозможно. Ведь именно они в прямом смысле по крупицам собирают информацию на месте происшествия о лицах, причастных к совершению преступления – ни одна деталь не должна ускользнуть от внимательного взгляда специалиста.

В преддверии юбилейной даты мы побеседовали об особенностях подразделения с начальником экспертно-криминалистического отдела МУ МВД России «Якутское» Сергеем Ивановым.

-Сергей Сергеевич, вы — представитель очень необычной службы в системе МВД России. В чем заключается суть работы эксперта-криминалиста?

-В объективном исследовании следов, найденных на месте происшествия. В нашей работе много особенностей. Например, опера в силу своей специфики тесно взаимодействуют с людьми, а мы работаем со следами, отпечатками, вещами. Со стороны может показаться, что это легко и просто, но наша работа только отчасти похожа на сериалы. Если в фильме процесс обнаружения отпечатков и других следов занимает от силы несколько минут, а то и секунд, то в реальной жизни можно часами обследовать место преступления, чтобы буквально осмотреть каждый сантиметр в поисках важных деталей. Мы собираем вещественные доказательства, чтобы иметь крепкую базу, которая бы способствовала раскрытию преступления. Поэтому эксперту на месте происшествия важно уметь применять приемы моделирования.

-Каким образом?

-Надо уметь в своей голове ярко представлять картину того, как мог себя вести злоумышленник, как он проник в помещение, где он мог оставить следы пребывания, куда наступил, до чего дотрагивался. Ситуацию необходимо смоделировать и работать, отталкиваясь от этого.

-С чего началась ваша профессиональная карьера? Давно вы служите?

-Служу в органах внутренних дел с 1999 года. После окончания школы я понял, что хочу работать в милиции. С первого раза у меня не получилось поступить в специализированное учебное заведение, но я упорно шел к своей цели и с третьей попытки смог поступить на учебу. После окончания меня, молодого специалиста, отправили по разнарядке в г. Мирный, где я поступил на должность оперуполномоченного ОБЭП в транспортной милиции. В качестве жилья мне предоставили общежитие для вахтовиков, где в одной комнате проживали по 8 человек. К тому времени я уже был женат, и мы ждали пополнение. Конечно, в такие условия я не стал перевозить свою семью, поэтому через некоторое время перевелся в Якутск по семейным обстоятельствам. Но служа в транспортной милиции, я не чувствовал себя «на своем месте». Тем более, мои друзья, которые работали экспертами-криминалистами, постоянно рассказывали мне о своей деятельности, и я загорелся этим. Так, с 2005 года я работаю тут. Начинал трудовой путь экспертом-криминалистом. Выезжал в составе следственно-оперативной группы с чемоданом. Вот это действительно так, как в сериалах показывают.

-Кстати, о сериалах…

-Честно говоря, я эти сериалы и фильмы смотреть не могу, потому что там такие сказки на полном серьезе подают, а люди верят. В моей практике из-за этого курьезы происходили. Иногда бабушки, насмотревшись таких сериалов, начинают недовольно ворчать, мол, по телевизору показывают, как за одну 20-минутную серию серийного убийцу находят, а вы тут обычную кражу не можете раскрыть. Помню один случай. Мы занимались раскрытием квартирной кражи. Потерпевшая принесла мне свою кошку и говорит, что это важный свидетель: «Кошка была дома во время кражи и видела вора. Я недавно смотрела сериал «C.S.I.: Место преступления». Так там эксперты говорили, что на роговице глаза впечатывается образ того, что видишь. Они с помощью роговицы глаза свидетеля смогли составить фоторобот подозреваемого». В такие моменты сложно спорить с людьми, поэтому я осторожно сказал женщине: «А вам кошку не жалко? Если мы снимем слой роговицы глаза, то она в лучшем случае слепой останется, а может и умереть». Убедил в итоге, кота не тронули (смеется). Всякое бывало.

-Помните свое первое дежурство в качестве эксперта-криминалиста?

-Конечно. Это был 2005 год. Как раз шел рост квартирных краж. Я дежурил по третьему отделу полиции, который охватывает по территориальности микрорайон Марха, ГРЭС. То дежурство выдалось насыщенным. У меня было, кажется, 11 осмотров — это и кражи, и квартирные кражи, и угон, и один некриминальный труп – человек насмерть замерз. Под конец смены я решил, что работать можно, справлюсь.

-А у вас бывало когда-нибудь, что во время осмотра вы не находили вообще никаких следов?

-Бывало. Тогда ты сам себе задаешь вопрос «Почему ничего нет?» и начинаешь думать шире, выходить за привычные рамки и продолжать искать. Как-то выезжал в командировку в Горный район, где произошло двойное убийство. Погибшие  мужчины выехали на сенокос в дальний алаас и пропали — неделю не выходили на связь. Их родственник забеспокоился и отправился к ним, чтобы узнать, что случилось. Подходя к алаасу, он увидел страшную картину – трупы мужчин с огнестрельными ранениями в голову лежали на земле у дома, а рядом были разбросаны все вещи, которые находились в той избушке. Немедленно из Якутска была направлена следственно-оперативная группа, в составе которой был я.

Осмотрев место происшествия, нашли только дробь и всё. Больше никаких следов не обнаружили —  всё смыл дождь, который шел почти неделю. В избушке тоже, кроме крови, ничего не было. Неизвестные, чтобы замести следы преступления, вынесли все вещи из домика и раскидали рядом. Трупы тоже долго лежали под дождем. Казалось бы, что тупик, но после долгих и тщательных поисков я обнаружил возле забора один маленький след от обуви, которая, судя по размеру, принадлежит ребенку. Уже хоть какая-то зацепка. Опера начали думать, откуда там мог появиться ребенок? И шаг за шагом выяснили, что в соседнем алаасе в то время находились сенокосчики с детьми, которые заметили, что какие-то мужчины шли с той стороны, где находилась избушка погибших. Так и вышли на убийц и смогли раскрыть преступление. Мелочей в нашей работе не бывает.

-Расскажите о работе вверенного вам отдела.

-Сейчас в отделе служат 23 эксперта-криминалиста, которые закреплены за четырьмя городскими отделами полиции. Специалисты нашего отдела имеют все семь традиционных допусков, то есть они владеют разными видами экспертизы, в их числе дактилоскопия, трасология, технико-криминалистическая экспертиза, экспертиза холодного оружия и другие. По сути, наши сотрудники являются «универсальными солдатами».Они выезжают в составе следственно-оперативной группы на места совершения преступления: будь то причинение тяжкого вреда, дорожно-транспортное происшествие, грабежи, разбои, убийства — перечень огромный. Соответственно, и нагрузка большая. Мы выполняем большой объем работы – где-то 50-60% от всей республики. Сейчас наш коллектив значительно омолодился. При этом у нас есть преемственность поколений – старшие  передают свой опыт молодежи.

-Со стороны работа эксперта-криминалиста кажется монотонной и однообразной. Наверно, надоедает одно и то же?

— Мне, например, за годы работы совсем не приелось. Наоборот, чем больше работаешь, тем больше обучаешься. Каждый день узнаешь что-то новое, разве такое может надоесть? Мы постоянно обучаемся, повышаем свой профессиональный уровень.

-Что нужно знать тем ребятам, которые хотят стать экспертами-криминалистами?

-Надо себя изначально морально готовить к тому, что у нас на самом деле очень грязная работа. Молодому специалисту нужна усидчивость и готовность к кропотливой работе. Даже выпускники Волгоградской академии МВД России могут, испугавшись сидячей работы, уйти в другое подразделение, обычно в уголовный розыск. Но я уверен, что те, у кого есть большое желание работать экспертом-криминалистом, себя покажут и станут настоящими профессионалами. А практическими навыками мы всегда поделимся.

У нас работа такая,  коллективная. Если что-то вызывает сомнения и вопросы, то мы друг с другом советуемся и коллегиально думаем. На самом деле нашу работу никто толком и не знает. Поэтому, кажется, что её совсем не видно. Но когда доходит до направления уголовного дела в суд, работа экспертов сразу проявляется. Ведь от того, насколько качественно проведешь первоначальный осмотр места происшествия, качественно изымешь следы, отпечатки, улики, качественно проведешь экспертизу, и зависит доказательная база. Если она крепкая, то тогда в суде вопросов никаких не будет. Для нас очень плохой показатель, если уголовное дело пойдет на доследование или вообще развалится по нашим экспертизам. Но такого еще не было и, надеюсь, никогда не будет.

-И напоследок, что пожелаете своим коллегам в день рождения службы?

-Искренне поздравляю всех действующих сотрудников и ветеранов службы со столетним юбилеем подразделения! Крепкого здоровья, достижений поставленных целей, счастья вашему дому и гармонии в семейной жизни. Молодым специалистам хотелось бы пожелать усидчивости и терпения, а также поменьше работы, но такого, наверно, всё равно не будет (улыбается). Будьте настоящими профессионалами своего дела и безгранично преданными профессии. Помните о том, как важно получать удовольствие от работы. Еще раз с праздником, коллеги!

 

Пресс-служба МВД по Республике Саха (Якутия).

Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Топ-10 за месяц
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика