Главная сложность в том, что законодатели Госдумы РФ вот уже четвертый год игнорируют просьбы региональных министерств здравоохранения о возвращении статуса работников здравоохранения школьным медикам.
В 2013 году были внесены изменения в Федеральный закон №273 «Об образовании», которые, по сути, вывели из образовательных учреждений школьную медицину как таковую. Школьные медики на уровне федерального законодательства утратили статус медицинских работников, а вместе с ним официальную зарплату, начисляемую по линии здравоохранения, стаж, возможность повышать категорию.
В настоящее время в республике насчитывается около 140 тысяч школьников в 630 средних общеобразовательных учреждениях. При этих учреждениях остались всего 28 педиатров и 112 медицинских сестер и фельдшеров.
В Якутске, где в каждой школе обучаются приблизительно по полторы тысячи учеников, Минздрав, как сообщила Людмила Вербицкая, идет на неординарные меры, чтобы сохранить наличие медиков при школах.
«Часть штатных единиц мы содержим у себя в центральных больницах, и эти медики работают в школах как приходящие. Однако официальную, из системы ОМС (обязательного медицинского страхования, — от ред.), заработную плату мы им платить не можем. Чтобы сохранить медработников при школах, мы вынуждены начислять им заработную плату из тех средств, которые зарабатывают участковые педиатры», — пояснила депутатам Людмила Ильясовна.
В улусах республики положение медицинских работников зависит от доброй воли улусных администраций и директоров школ.
Алефтина Эверстова, главврач поликлиники №1 Якутска и депутат якутской Городской думы, в поддержку замминистра добавила:
«Ссылаясь на дефицит фонда оплаты труда, директора школ в улусах республики не содержат медицинских работников. Есть, конечно, отдельные выдающиеся директора школ, осознающие свою ответственность за здоровье учеников, которые находят средства содержать одного медработника, но они скорее исключение, нежели правило. Кроме того, следует понимать, что в таких условиях квалифицированные работники в школах работать не будут — на очень низкой заработной плате, без права на медицинский стаж и получение категорий. Поэтому сейчас в школах в большинстве своем остались пожилые фельдшеры, не очень высокой квалификации, и [это] в то время, когда медицина идет вперед очень большими шагами».
«Между тем год от года здоровье школьников ухудшается, — продолжила замминистра здравоохранения, — что требует внедрения систематической профилактической медицинской работы с учащимися. Но этого не могут обеспечить приходящие работники, поэтому законодательные изменения срочно нужны. Мы возлагаем надежды на поддержку депутатов в вопросе возвращения статуса медицинских работников школьным медикам. Сейчас они имеют статус санитарных инструкторов и в системе образования относятся ко вспомогательному персоналу со всеми вытекающими последствиями».
В этой связи присутствовавшие на встрече депутаты Ил Тумэна вспомнили о ситуации в городах Мирный и Удачный, где компания «АЛРОСА» в качестве спонсорской помощи закупила новейшее стоматологическое медоборудование для ряда общеобразовательных школ. Однако не нашлось ни одного квалифицированного стоматолога, который согласился бы работать на зарплату школьного «вспомогательного персонала», в результате чего дорогостоящее оборудование простаивает.
В Якутске же на одного участкового педиатра приходится в среднем по 3,5 тысячи детей, что в 4-5 раз превышает нормативы, установленные Минздравсоцразвития РФ. Согласно официальным нормативам, к одному педиатру должны быть прикреплены 800 детей. При таких нагрузках трудно требовать от участковых педиатров еще и систематической профилактической работы со школьниками, подчеркнули главврачи поликлиник Якутска.
Депутаты Ил Тумэна обещали помочь медикам и подготовить соответствующую законодательную инициативу для последующего ее продвижения на федеральный уровень.