24 марта исполняется сто лет со дня рождения женщины, которая воплотила в себе лучшие черты человека своего времени, заслуженного врача РСФСР и ЯАССР, одного из первых неврологов и заведующих неврологическим отделением Якутской республиканской больницы, основоположника неврологической службы Якутии Лидии Дормидонтовны Дауровой. Накануне знаменательной даты мы говорим о ней с заслуженным врачом России и Республики Саха (Якутия), известным врачом, неврологом Земфирой Макаровной Кузьминой.
- Вы всегда так вдохновенно говорите о своих учителях, Земфира Макаровна, так бы слушала и слушала…
- Вы знаете, недавно, перебирая старые фотографии, вырезки из газет, вспоминая наши с Лидией Дормидонтовной разговоры, я вдруг осознала, что имела счастье работать с великими людьми, учиться у них, дружить с ними. Мне захотелось вспомнить о них, замечательных врачах, стоявших у истоков неврологической службы Якутии. Это были легендарные личности: доктор медицинских наук Исай Давидович Сапир, Лидия Дормидонтовна Даурова, Афанасий Иванович Владимирцев, Галина Александровна Жарникова, Прокопий Андреевич Петров, Вилена Николаевна Асекритова, Ирина Иннокентьевна Кожова, Лидия Ивановна Бабенко и их коллеги. О каждом из этих людей можно написать отдельную книгу…
- Давайте начнем с детства…
- Лидия Даурова родилась в Якутске. Ее отец, Василий Гаврилович Соколов, после окончания духовной семинарии в Иркутске приехал в Якутию. Здесь, на высоком берегу Лены в селе Булгунняхтах Хангаласского района, жили его родители, и он, вернувшись на родину, стал работать в Булгунняхтахе учителем и священником. Агния Николаевна, мама Лидии, получив прекрасное музыкальное образование, последовала за мужем в крошечное якутское село. На дворе стоял конец тридцатых годов, страшное время это не обошло стороной молодую семью, вскоре отца девочки арестовали. От расстрела его спасли жители деревни (удивительный по тем временам факт! З.И.), и он был отправлен с другими арестованными на строительство водохранилища в Рыбинск. Так жизнь навсегда разлучила молодую семью. В последующем Агния Николаевна вышла замуж, и Лида, взяв фамилию отчима, стала Дауровой. Вся ее жизнь – это жизнь поколения 30-40-50-х годов: пионерия, комсомол, мечты об образовании. Сначала Лида поступила в строительный техникум в Москве, но, не окончив его, в 1938-ом поступила в Иркутский медицинский институт. Здесь судьба свела ее с удивительным человеком, определившим профессию и жизнь будущего невролога. Это был доктор медицинских наук, профессор, автор многих учебников по неврологии, по которым все мы учились, Хаим-бер Гершонович Ходос.
- Это уже сороковые годы? На пороге уже стояла война…
- Да, началась Великая Отечественная война. Окончить институт пришлось за четыре года вместо шести. Ребята ушли на фронт, а пятнадцать девушек с курса, экстерном сдав государственные экзамены и получив диплом врача, приехали в Якутию. Среди них была и Лидия Даурова, которая вместе с дипломом с отличием привезла в Якутск рекомендательное письмо от профессора Х.Г. Ходоса с просьбой принять на работу невропатологом как активного члена кружка по неврологии. Начала Лидия Дормидонтовна свою работу в терапевтическом отделении республиканской больницы, где получали лечение пациенты с различными заболеваниями, в том числе - с инсультами, менингитами, эпилепсией. Среди них были направленные с фронта раненые. Молодой врач сразу же предложила выделить две палаты для неврологических больных.
- Профессор Сапир тогда уже работал в Якутске?
- Да, и встреча с ним стала второй судьбоносной встречей в ее жизни. Осужденный Особым Совещанием при НКВД СССР за контрреволюционную деятельность уроженец Литвы, доктор медицинских наук, профессор Исай Давидович Сапир в августе 1940 года этапом на Колыму прибыл в Якутск. По причине острой нехватки специалистов его определили в Якутскую городскую амбулаторию врачом неврологом. Встречу с ним Лидия Дормидонтовна считала настоящим счастьем. Два раза в неделю профессор консультировал больных республиканской больницы. Эти осмотры стали настоящей школой для молодого врача. Она всегда называла его своим учителем и жалела, что так мало успела с ним поработать.
- В те годы, наверное, и открылось в больнице неврологическое отделение?
- Война продолжалась, раненые с фронта стали поступать потоком. Это были больные с последствиями черепно-мозговых травм, огнестрельными ранениями периферических нервов, эпилепсией, травматическими неврозами. Решением Министерства здравоохранения 1 июня 1943 года в Якутской республиканской больнице было открыто неврологическое отделение на восемнадцать коек. Первым заведующим был назначен доктор медицинских наук Исай Давидович Сапир, а ординатором - выпускница Иркутского медицинского института, ученица профессора Х. Г. Ходоса Лидия Дормидонтовна Даурова. Врачи и медицинские сестры работали с утра до вечера, сочетая лечебную работу, консультации, выезды в районы республики с участием в заготовке дров, доставке воды для жизнеобеспечения больницы. Рядом с Лидией Дормидонтовной на равных трудились ее верный друг старшая медицинская сестра Татьяна Семеновна Ипатьева и медицинские сестры Сусанна Гавриловна Серкина, Мария Ивановна Пушмина, Любовь Дмитриевна Барсегян.
- Тогда больницу возглавляла еще одна выдающаяся личность, блистательный хирург…
- Да, в те годы главным врачом Якутской республиканской больницы был молодой хирург, выпускник Иркутского медицинского института Владимир Сергеевич Семенов. Началось научно-практическое сотрудничество двух талантливых врачей. Вместе они изучали поздние проявления травм периферических нервов, последствия травм головного мозга, ими совместно были проведены первые нейрохирургические операции. Их научно-практическое сотрудничество привело к изданию в 1943 году первого сборника научных трудов Якутской республиканской больницы. Это был первый опыт публикаций научных трудов якутских врачей, и посвящен он был 25-летию советского здравоохранения.
- В 1943 году открылась Красноярская воздушная трасса по перегону военных самолетов из Аляски. Лидии Дормидонтовны это, наверное, тоже коснулось?
- Воздушная трасса курсировала впервые, работа была тяжелой. В Якутии была создана постоянная медико-экспертная комиссия по освидетельствованию летно-подъемного состава. Врач Даурова вошла в состав ЛВЭК как невролог. В нее вошел также Степан Александрович Титов, один из первых окулистов Якутии. Комиссия активно работала все годы существования трассы.
- А когда Лидия Дормидонтовна возглавила отделение?
- В июле 1943-го закончился срок ссылки Сапира, в 1945-ом он уехал в Красноярск, был избран заведующим кафедрой нервных болезней Красноярского мединститута. Отделение к тому времени расширилось до двадцати пяти коек, Лидию Дормидонтовну назначили заведующей. Среди ее документов я нашла пожелтевший лист бумаги. Это был «Отзыв о работе доктора Дауровой Л.Д.», подписанный заведующим Нервным отделением Якутской Республиканской больницы доктором медицинских наук И.Д. Сапир от 11 февраля 1945 года, видимо, написанный перед отъездом как рекомендация для того, чтобы Лидию Дормидонтовну назначили заведующей отделением. Я не припомню подобных характеристик, которые когда-либо читала или сама писала за время своей работы.
- Ординатор нервного отделения Якутской Республиканской больницы работала и совершенствовалась как невропатолог под моим руководством с момента организации отделения (ноябрь 1942 г.) по настоящее время, - пишет в характеристике Исай Давидович.- На большом клиническом материале она приобретала опыт диагностики и лечения по всем синдромам и нозологическим группам невропатологии, успешно овладевала теорией и техникой специальных методик. Углублению клинических знаний Л.Д.Дауровой способствовало постоянное присутствие ее на нейрохирургических операциях и участие в изучении патолого-анатомического материала. Во всей этой деятельности Л.Д.Даурова показала ряд прекрасных качеств: вдумчивость, любовь к своему делу, к больным, стремление к расширению и углублению своих неврологических знаний, активный интерес к вопросам теории. Даурова обладает выраженной склонностью к научной работе, умело систематизирует материал, подбирает литературу по порученным ей темам. Наличие всех указанных данных создает солидную основу для уверенности, что из Л.Д.Дауровой выработается выдающийся врач и серьезный научный работник.
- Нестандартная и исчерпывающая характеристика…
- Мне кажется, что эти слова стали пророческими и точно определили ее как человека и врача. Сорок лет отдала врач Даурова неврологии, проработав в Республиканской больнице дважды - заведующей отделением, дважды - в должности заместителя главного врача по лечебной работе. В последние годы Лидия Дормидонтовна была консультантом в поликлиническом отделении Республиканской больницы, работавшей как для городских, так и районных больных.
- В Якутск в те годы приезжали многие видные ученые из центра. С чем это было связано?
- Годы работы Лидии Дормидонтовны пришлись на очень интересные события, встречи с выдающимися учеными страны. Тогда началось изучение Вилюйского энцефалита. Академик АМН СССР Михаил Петрович Чумаков, д.м.н. Алексей Никитич Шаповал, д.м.н. Константин Сергеевич Уманский, Елена Семеновна Сарманова и другие российские ученые вместе с молодыми якутскими врачами Прокопием Андреевичем Петровым, Афанасием Ивановичем Владимирцевым, Риммой Семеновной Тазловой и другими неврологами активно начали изучать эту проблему, выезжать с экспедициями в районы республики. Лидия Дормидонтовна как опытный невролог и клиницист очень серьезно отнеслась к этой проблеме, тщательно проводя дифференциальную диагностику. Благодаря ее инициативе начались конференции неврологов отделения и города, разбор больных. Она была первым председателем общества невропатологов и психиатров Якутии, в дальнейшем передав руководство доктору медицинских наук, молодой и энергичной Римме Семеновне Тазловой, много лет возглавлявшей сообщество неврологов. По состоянию здоровья в последующем Даурова передала заведование приехавшей в Якутию после окончания Ивановского медицинского института Галине Александровне Жарниковой, а с 1949 года отделение возглавил выпускник Омского медицинского института, проработавший до этого пять лет в Алдане Афанасий Иванович Владимирцев. Он заведовал уже постепенно разросшимся, шестидесятикоечным неврологическим отделением в течение девятнадцати лет.
- Вы назвали целое созвездие имен…
- Это все легенды якутского здравоохранения. Лидия Дормидонтовна с большой теплотой вспоминала своих молодых коллег, выпускников разных институтов, могла говорить о них часами. «Ах, какие это были люди: молодые еще Владимирцев, Альперович, Городов, Вепрева, Тазлова, Кожова, Любимов, Петров, Бабенко. А какие пришли молодые доктора Семенова, Смольникова Бажина, Бельчук, Кузьмина. Не люди - Звезды… Что ни врач – Величина! Персона, Личность!» - говорила Даурова журналисту Елене Воробьевой накануне своего 80-летия.
- А как сложилась ее семейная жизнь?
- Лидия Дормидонтовна – счастливая женщина, судьба подарила ей не только радость в труде, удовлетворение своей работой, но и счастье в личной жизни, любовь удивительного человека, еще одной легенды тех лет - Павла Ивановича Корякина. Они поженились в день Великой победы 9 мая 1945 года, а в 1947-ом родился долгожданный сын - Александр. Он решил пойти по маминым стопам, посвятить себя медицине и поступил в родной для нее Иркутский медицинский институт. Родители возлагали на него большие надежды, но после окончания четвертого курса Саша трагически погиб в возрасте двадцати одного года. Трудно представить, что пережили тогда Лидия Дормидонтовна и Павел Иванович, это тяжелое для них время помогли перенести друзья и родственники. Мудрость, умение достойно пережить все жизненные невзгоды и трудности, истинная интеллигентность, душевная щедрость помогали Лидии Дормидонтовне, умевшей создать в семье покой, быть такой же хлебосольной, доброй к своим близким и родным. Сколько молодых людей в те годы жили в этой семье, учились и теперь с благодарностью вспоминают те годы. Для неврологов этот дом был всегда открыт. Сколько было интересных встреч, совместных праздников под крышей этого гостеприимного дома, сколько песен было спето в кругу друзей! У неврологов долгое время было традицией после парадов заходить к ним, чтобы поздравить друзей с праздником… Лидия Дормидонтовна и Павел Иванович прожили вместе сорок пять лет. Лидия Дормидонтовна умерла в возрасте восьмидесяти лет. Несмотря на свое не очень хорошее самочувствие, свое восьмидесятилетие она отметила в кругу коллег неврологов. Хочется верить, что те теплые, добрые слова благодарных коллег, что она услышала в этот день, пусть ненадолго, но продлили ее жизнь…
Многолетняя врачебная деятельность Лидии Дормидонтовны Дауровой, ее вклад в развитие якутского здравоохранения, огромный ее авторитет и уважение среди населения и коллег по достоинству оценены. Ветеран труда, отличник здравоохранения СССР, заслуженный врач ЯАССР и РСФСР, Лидия Дормидонтовна награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», «Юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина».
Годы идут, в здравоохранении Якутии многое изменилось с тех пор, но традиции, заложенные Лидией Дормидонтовной Дауровой и ее коллегами и соратниками, бережно сохраняют их ученики и последователи, врачи неврологического отделения Республиканской больницы №2-Центра экстренной медицинской помощи под руководством заслуженного врача республики Людмилы Тимофеевны Оконешниковой.
- Я благодарю судьбу за встречу с этим удивительным человеком, ставшим для меня не только коллегой, другом, но и близким, родным человеком, - завершает моя визави, и еще какое-то время остается в душе моей легкий флер светлой грусти от ее рассказа.
Зоя ИГНАТЬЕВА.