-Когда я пришла в Детское объединение (эта больница стала прародительницей двух детских больниц Якутска – Детской городской и Детской инфекционной клинической. З.И.), главным врачом была Мария Исаевна Любимова, а старшей медсестрой - Мария Васильевна Майорова, - рассказывает Вера Михайловна. - Врачами работали в те годы Лидия Николаевна Павлова и Елизавета Родионовна Копырина. Больница было рассчитана всего на 35 коек, и коллектив был небольшой. Но работали мы очень дружно.
Здание, в котором располагалась больница, имело интересную историю, прежде оно принадлежало архиерею, и в пристрое к нему располагался женский монастырь. В настоящее время это территория Республиканского краеведческого музея и мужского монастыря, который стоит аккурат на том месте, где находилось Первое детское объединение, с которым связана судьба моей визави.
-Это было добротное старинное здание с очень большими окнами и высокими потолками, во время побелки, а мы белили и красили все помещения больницы между основной работой сами, нам приходилось ставить на стол еще и стул, чтобы достать до потолка. Работать вообще было очень тяжело, мы все делали сами, вручную. Помню, как запрягали лошадь в телегу и ездили на ТЭЦ. Там поблизости горбыль продавали, мы его таскали и пилили, топили печи, бесконечно носили ведрами и кипятили в титане воду. Воды вскипятишь в титане, деток помоешь, кипятишь шприцы, стерилизуешь медицинские инструменты. У нас была небольшая веранда, так туда мы весной и летом выводили, а кого и выносили, подышать свежим воздухом. Дети поступали очень тяжелые, отделения реанимации у нас не было, и бегали мы (бывало и среди ночи) с кислородными подушками в аптеку за кислородом. Времена были тяжелые, но кормили детей хорошо. На завтрак всегда были булки свежие и молоко цельное. Малышкам в творожок желток яйца растирали. Повара у нас были очень хорошие.
Каждое утро Вера с рабочим отправлялись с рабочим за хлебом, лекарствами и анализами. Сидя на низеньком кресле-кровати, она показывает мне фотографии, бережно хранимые в катонных папках. Вот она готовится к процедурам, вот держит под уздцы любимицу всей больницы, лошадку, вот во дворе весь коллектив во главе с Марией Исаевной, а вот и та самая Майорова, о которой Вера Михайловна вспоминает с таким восхищением...
- Лекарства забирали в последнюю очередь. Сначала едем на Кальвицы, потом на Бестужева-Марлинского, сдаю анализы на дизгруппу, дальше - в третью аптеку, отдаю пустые скляночки, забираю лекарства и обратно, а там уже деткам пора уколы делать. Работали мы дружно и весело. Подменяли друг друга, когда надо. Все делали вместе, не делили обязанности. Детишки нам как родные были. Когда наши лейкозники умирали, мы вместе с их мамами сидели в обнимку и плакали. А еще возила я детишек на рентген и сама бесконечно облучалась. А как по- другому? Возьмешь малышей в охапку и стоишь перед аппаратом. Заработала я так себе страшную анемию, много лет потом находилась на учете у гематолога. Позднее появились такие пластиковые конверты, в него ребеночка помещаешь, ручки вверх и вешаешь на такой специальный крючок, на стене.
Я видела эти конвертики на фотографиях у рентгенологов в Детской инфекционной и не поняла вначале, что с их помощью грудничкам делали рентген.
- Чтобы работать медсестрой, надо любить детей, любить то, что делаешь, вкладывать в работу всю свою душу, - говорит Вера Михайловна, на минуту задумавшись. - Если бы не болезнь, я бы и сейчас работала, потому что очень люблю свою работу.
Удивительно, но в рассказе моей собеседницы о работе ни разу за два часа нашей неспешной беседы не проскользнули печальные нотки. С ее уст не сходит улыбка, светлая, легкая, располагающая... Так и кажется, когда слушаешь ее, что жизнь ей всегда была в радость, хотя, конечно, это было далеко не так. Выросшая без матери, она не знала ласки и заботы, всего в жизни добивалась своим трудом и, думаю, во многом благодаря именно своему легкому характеру. Вот и сейчас она то и дело вскакивает со своего кресла и бежит на кухню подогревать чайник.
Зоя ИГНАТЬЕВА.