В частности, выдача лицензий на сбор остатков мамонтовой фауны сопряжена с истребованием избыточных документов, имеют место факты ненадлежащего оформления лицензий, в которых не устанавливался конкретный объём сбора палеонтологических материалов, не принимаются должные меры по закреплению порядка информирования об обнаружении палеонтологических объектов, представляющих интерес для науки или культуры, сообщил он.
В ходе инициированных прокуратурой выездных рейдов были установлены многочисленные факты незаконного сбора мамонтовой кости – вне границ лицензионных участков, с нанесением вреда окружающей среде. Так, нередко имеет место незаконная добыча мамонтовой кости на особо охраняемых природных территориях, нарушения режима охраны водных объектов.
Нашли своё подтверждение сообщения о многочисленных размывах речных берегов мотопомпами, в том числе на объектах геологической и археологической значимости.
В частности, на островах Большой и Малый Ляховский были обнаружены девятнадцать граждан, без разрешительных документов добывших 22 фрагмента мамонтовой фауны, в том числе восемь бивней, которые затем по искам Якутской природоохранной прокуратуры были переданы собственность республики, как представляющие большую научную и музейную ценность.
Кроме того, имеют место проблемы в нормативно-правовом регулировании рассматриваемой сферы, а также при организации госконтроля, который осложнён значительной удаленностью территории сбора мамонтовой кости.
Согласно экспертным оценкам, в РФ более 80 процентов остатков мамонтовой фауны сосредоточено на территории Якутии, это примерно 500 тыс. тонн. Ежегодно в республике добывается, в том числе нелегально, и вывозится около 100 тонн мамонтовых бивней общей стоимостью более 1,5 млрд рублей, сказал Иванов.
Ранее глава правительства Якутии Владимир Солодов заявил, что рынок добычи и экспорта ископаемых останков мамонтов в Якутии оценивается от 2 млрд до 4 млрд рублей. «В Якутии находится от 85 до 90 процентов мировых запасов бивней мамонта. Ежегодно легально добывается около 100 тонн бивней, а нелегально — в два раза больше. Это действующий рынок, без вложений в его развитие», — сказал Солодов. Однако миллиардные денежные потоки идут мимо бюджета региона. По федеральному законодательству добыча бивней не облагается региональными налогами, а основное производство и продажа изделий из мамонтовых костей находится в Китае, где из-за запрета на добычу слоновой кости высоко ценятся бивни не только мамонтов, но и других животных. Проблема также касается сферы законодательного регулирования, отметил он.
Ещё в 2005 году Госсобрание (Ил Тумэн) РС(Я) приняло закон «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны», сделав попытку законодательно урегулировать эту сферу. Но из-за отсутствия у субъекта предоставленных полномочий региональный закон не выполняет свою регуляторную функцию.
В текущем году законодательную инициативу депутата от Якутии Галины Данчиковой – отнести участки недр для сбора палеонтологических материалов (бивней мамонта) в коммерческих целях к участкам недр местного значения - поддержал Экспертно-консультативный совет по совершенствованию законодательства в сфере экономической политики, промышленности и науки в Государственной Думе, на заседании которого концептуально одобрен законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О недрах». Речь идёт о поправках в части правового регулирования вопросов сбора мамонтовой фауны.
Среди участников форума, обсуждавших проблемы правового регулирования сбора ископаемых остатков мамонтовой фауны и правоприменительной практики, обеспечения законности и правопорядка, были депутаты, представители исполнительной, муниципальной и законодательной власти, научного сообщества, общественности, бизнеса, правоохранители и др.
В целях правового просвещения населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, были освещены права, обязанности и ответственность при сборе остатков мамонтовой фауны.
Участники форума внесли конкретные предложения по совершенствованию регулирования общественных отношений в обсуждаемой сфере. В частности, было предложено рассмотреть возможность включения в федеральный законопроект, подготавливаемый группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ предложений, прозвучавших на форуме, пресечь выдачу лицензий на сбор минералогических, палеонтологических и других геологических материалов без определения конкретного единичного объёма, принять и внедрить систему учета собранных лицензиатами экземпляров мамонтовой фауны и их дальнейшего оборота, инициировать в адрес субъектов законодательной инициативы внесение в законодательные акты норм, устанавливающих прямую ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций за самовольное (без лицензии) извлечение палеонтологических материалов, ископаемой кости из недр, почвы либо водных объектов, а равно применение при этом технических средств и устройств, влекущих повреждение или уничтожение почвенного покрова, грунтов либо негативное воздействие на водные объекты, активизировать проведение рейдовых мероприятий, направленных на выявление нарушений, проведение разъяснительной работы и т.д.
Завершая работу форума, Айдар Иванов отметил, что мероприятие, проходившее в форме открытой дискуссии, позволило обсудить наиболее актуальные вопросы, высказать видение проблем всеми заинтересованными лицами и предложить пути их решения, которые будут учтены в дальнейшей работе.