По словам Манвела Амояна, сегодня в городе проживает 25 семей езидов. "Многие приехали на север еще в 90-е годы после развала Советского Союза. Здесь у них родились дети, так что можно сказать, что Якутск стал родиной для них". Об этом он рассказал в интервью газете "Эхо столицы".
"Лично я приехал в 1997 году. Поступил в Якутский государственный университет на исторический факультет. Отучился в аспирантуре. 13 лет занимался преподавательской деятельностью в университете. Здесь у меня родились трое детей. Старшей дочери скоро уже 19 лет. Так что Якутск можно сказать теперь моя родина. Сегодня езиды разбросаны по многим странам. Своего государства, как вы знаете, у нас нет. Но в Ираке находится главное место поклонения всех езидов. Если в христианстве Иерусалим, в исламе Мекка, то у нас это святыня Лалеш. Храм, который представляет из себя целый комплекс, находится в 60-ти километрах к северо-западу от города Мосул. Каждый езид, по мере возможности, хотя бы раз в жизни должен побывать там".
Сам Манвела Амоян - выходец из Армении. "Наши предки во время геноцида в 1915 году переехали из Турции в Армению, но езиды проживали на территории Закавказья еще до ХХ века. В России по данным переписи 2010 года, проживает 40 тысяч езидов. Но сейчас есть большая вероятность, что это количество увеличилось уже в два раза. С учетом того, что у езидов, как правило, семьи многодетные.
Также очень много езидов сегодня проживает на территории стран Европы. Это во многом связано с геноцидом, который произошел в 2014 году на территории Ирака в Шингале. Террористами исламского государства тогда были истреблены десятки тысяч езидов. В прошлом году, правозащитница Надя Мурад, которая смогла вырваться из военного плена, получила Нобелевскую премию мира за вклад в просвещение, освещение тех проблем, которые испытывают женщины-езидки на подконтрольной территории террористами в Западной Азии. Она является послом доброй воли при ООН. События 2014 года очень печальны для всего нашего народа. Потому что геноцид в отношении езидов происходит, увы, не в первый раз. Но об этом мало пишут и мало говорят".
"Если говорить о деятельности нашей общины в Якутске, мы стараемся принимать участие во многих республиканских и городских мероприятиях. Хотя мы самая малочисленная община, но тем не менее ведем активную работу. В прошлом году принимали участие в чемпионате по мини-футболу в рамках Спартакиады. Это очень сближает. Я сейчас уже не преподаю в университете, по большей частью занимаюсь общественной деятельностью. Являюсь членом совета Ассамблеи народов, заместителем председателя общественного совета Министерства внешних связей. Очень благодарен судьбе, что оказался именно в Якутске. Другой жизни уже для себя не вижу", - сказал Манвела Амоян.
Справка:
Езидская община создана в марте 2003 года. Председателем является Манвел Бинбашевич Амоян – бывший преподаватель исторического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова.
Езиды – древняя нация арийского происхождения. Они поклоняются солнцу. Личностным поклонением обладает Шарфадин. Сам Шарфадин – это историческая личность, его мавзолей находится в Синджаре. Духовным и мирским наставником езидов является Мир (Мирешеха). Его резиденция находится в современном Иране.
Езиды – монотеисты. В их пантеоне есть многочисленные пророки и ангелы. Однако Верховным Пророком является Шейх Адин в обличии величественного и богоугодного старца. Верховным ангелом или архангелом является Малаке Таусин (ангел-павлин), который вместе с Шейхом Адином и Султаном Езди составляет Святую Троицу. Сам же бог езидов называется Худе. Это существо, созданное космосом и наделенное бесконечной сверхъествественной силой. В 12 веке, категорически опровергнув идею отречения от своей религии, езиды негласно подвергались мучениям и гонениям и разошлись по всему свету: направились в Иран, Индию, Ирак, Сирию, Турцию, Афганистан и т. д.
Первым езидом, поселившимся на якутской земле еще до развала Советского Союза, в 1974 году был Бинбаше Асан. Езидов, в основном, заняты на строительных работах. Основу культуры езидов составляют обычаи, поверья, пословицы, религиозные обряды. Особое значение имеет устное народное творчество, песни, танцы.
Фото "Эхо столицы".