Истец обратилась в суд с иском, в котором указала, что в 2000 году по договору купли-продажи приобрела в собственность земельный участок площадью 600 кв.м., в 2005 году поставила его на кадастровый учет. Весной 2022 года в ходе проведения работ по межеванию было установлено, что границы её земельного участка полностью включены в границы другого земельного участка площадью 107 304 кв.м. с видом разрешенного использования «под искусственные сооружения городского канала», принадлежащего ГО «город Якутск». Земельный участок площадью 107 304 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет в марте 2014 года, а право собственности зарегистрировано в мае 2014 года. В 2023 году судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) при рассмотрении другого гражданского дела установлено, что земельный участок площадью 107 304 кв.м. образован с нарушением пунктов 4, 6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, что привело в последующем к нарушению прав истца. Факт нарушения установлен решением Якутского городского суда и апелляционным определением по иску собственницы к ОА г. Якутска об определении границ земельного участка.
Представитель ответчика ОА г. Якутска с иском не согласился, указав, что межевой план земельного участка площадью 107 304 кв.м. не сохранился. Однако ставят под сомнение нахождение земельного участка истца на земельном участке площадью 107 304 кв.м.
Между тем границы земельного участка площадью 107 304 кв.м. установлены вследствие нахождения внутри него земельного участка истца в нарушение требований земельного законодательства. С учетом выводов суда апелляционной инстанции по ранее рассмотренному делу доводы представителя ОА г. Якутска о том, что местонахождение земельного участка истца не установлено, поскольку границы земельного участка истца не определены в соответствии с земельным законодательством, суд считает опровергнутыми.
Суд отметил, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, которое требуется в соответствии с действующим в настоящее время земельным законодательством, не означает отсутствие такого участка как объекта недвижимости, юридическим моментом возникновения которого является постановка его на кадастровый учет.
Таким образом, поскольку земельный участок истца был поставлен на государственный кадастровый учет раньше земельного участка площадью 107 304 кв.м., межевание которого было произведено без учета земельного участка истца, установления границ земельного участка ответчика с нарушением требований земельного законодательства, невозможности установления границ земельных участков, суд считает правильным признать отсутствующим право собственности на спорный земельный участок ГО «город Якутск».
Также суд удовлетворил исковые требования о снятии с кадастрового учета и исключении сведений о земельном участке площадью 107 304 кв.м., поскольку данные сведения нарушают права и законные интересы истца как собственника земельного участка площадью 600 кв.м.
Решение суда вступило в законную силу.
Пресс-служба Верховного Суда Республики Саха (Якутия).