В строительстве трассы за всю ее историю участвовало около 2 млн человек. Многих из них, к великому сожалению, уже нет, полвека все-таки прошло от начала этого грандиозного проекта. Но, слава богу, есть немало и живых свидетелей-участников тех поистине героических событий, благодаря которым БАМ живет и торжествует, выполняя свою экономическую, военно-стратегическую и огромную социальную роль. Оживили память о бамовцах и БАМе прошедшие юбилейные мероприятия 23 апреля в Кремле и 8 июля в Тынде, куда прибыли поезда с почетными гостями из Хабаровска, Иркутска, Нерюнгри и Москвы и, конечно, из Якутии, отправившей полвека назад на великую стройку своих посланцев и продолжившей БАМ не менее важным проектом – Амуро-Якутской магистралью, как назвал ее в своей книге Заслуженный строитель Российской Федерации А.Н.Дудников – «АЯМ - северная сестра БАМа». Особенно запомнились первостроителям и причастным к БАМу людям встречи в городе Тында, где собралась 5-тысячная армия бамовцев, среди которых были и представители союзных государств из разных уголков бывшего СССР. Благодаря поддержке действующего одноименного предприятия-эксплуатанта железных дорог Якутии удалось побывать в столице БАМа и стать участниками грандиозного шествия первостроителям-якутянам. Гремевшие тогда фанфары еще долго отзывались в сердцах людей, чья молодость послужила созиданию уникального транспортного маршрута протяженностью в 4324 километра.
Сегодня я хочу поделиться своими эмоциями в продолжение этой темы. А вызваны они прошедшим 11 октября торжественным мероприятием, посвященным открытию тематической экспозиции на ВДНХ в г. Москве «Белорусы на БАМе. 50 лет стройке века». Беларусия, как и Россия, тоже отмечает своих героев-бамовцев. Более того, она предлагает партнерство и формирует свои строительные отряды на дальнейшее продолжение северной железнодорожной магистрали с участием акционерной компании «Железные дороги Якутии». Но обо всем по-порядку.
Торжественно оформлен вестибюль павильона Республики Беларусь. Более 60 тысяч белорусов трудились на строительстве Байкало-Амурской магистрали. В витринах экспозиции – уникальные документы, издания, фотографии, а также личные вещи белорусских строителей БАМа. Особое место на выставке занимали работы известного гродненского фотомастера Александра Лосминского, который как журналист освещал это грандиозное строительство. Немало фото, газет того времени представлено и из личного архива Веры Прокашевой, под идеологическим настроем которой создавались в те годы стройотряды, с которыми вместе она выезжала на самые «горячие» объекты Сибири, жила, как и многие бамовцы, в экстремальных условиях, где примерзали волосы к палатке и приходилось сотоварищам действовать топором, чтобы не сильно испортить прическу… Вера Акимовна представила на экспозицию очень дорогую для себя куртку, которая 50 лет назад служила ей надежным укрытием от зноя и дождя.
Сбор участников и гостей торжественнного действа проходил под мелодии и песни о БАМе, стройотрядах, написанные композиторами разных лет. Среди почетных гостей выставки - Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Александр Рогожник; Президент Общероссийской общественной организации «Бамовское содружество», Герой Социалистического Труда, доктор экономических наук Ефим Басин, в прошлом — легендарный руководитель ГлавБАМстроя;, Государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев, заместитель Государственного секретаря Владимир Амарин, начальник государственного объединения «Белорусская железная дорога» Валерий Веренич, первый заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Сергей Павлов, первый секретарь ЦК ОО «Белорусский республиканский союз молодежи», член постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Александр Лукьянов, а также заместитель генерального директора – руководитель представительства Акционерной компании «Железные дороги Якутии» в Москве Денис Сычугов. Примечательно, что на церемонию открытия экспозиции были приглашены и нынешние белорусские студенты, которые в составе стройотрядов продолжают славные традиции своих предшественников.
Особую важность моменту открытия торжества придали Государственные Гимны Республики Беларусь и Российской Федерации, которые сопровождались демонстрацией на экране Государственных флагов. Очень емкими словами приветствовали собравшихся все официальные лица, смысл каждого выступления подтверждал, что БАМ – это то место, где закалялся характер строителей, где каждый мог понять, на что способен.
Короткое лето с жарой до 40 градусов и долгая зима с морозами до минус 60, горы, сопки и скалистый грунт - эти и многие другие трудности сопровождали БАМовцев, но их это не пугало. Наоборот, молодежь со всех уголков страны хотела внести свой вклад. Белорусы оставили свой, особый, след в строительстве железнодорожной магистрали. 25 молодых добровольцев из состава первого Всесоюзного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ в апреле 1974 года прямо из Кремлевского Дворца съездов были направлены в три горячие точки БАМа: к месту дислокации будущего поселка Звездный, в поселок Тындинский и город Шимановск, где за время работы построили комбинат панельного домостроения, завод железобетонных изделий, щебеночный завод.
В 1975 году на БАМ был сформирован сугубо белорусский ударный комсомольско-молодежный отряд имени Николая Кедышко. Отряд построил посреди тайги благоустроенный поселок Золотинка, при его участии в железнодорожное полотно на участке Нагорный – Золотинка уложено более 2,5 миллиона кубометров грунта, прорублено почти 90 километров просеки, построено 100 километров автодорог, рельсы «Малого БАМа» досрочно приведены в Беркакит. После сдачи в эксплуатацию станции Золотинка основную часть отряда перебросили в Читинскую область, в Чару.
В 1976 году в командировку к строителям Байкало-Амурской магистрали приехал советский и белорусский композитор Игорь Лученок, он ехал на несколько дней, а задержался на несколько месяцев. Творчество Лученка хорошо известно поколению 70-х – 90-х. А тогда благодаря его личному присутствию на БАМе родилась песня «Золотинка». И она прозвучала в этот день под сводами павильона в исполнении учащихся Минского государственного колледжа искусств Ангелины Пушкарь и Никиты Нестеровича.
Видеохроника с темой БАМа сопровождала рассказ ведущего о белорусских комсомольско-молодежных отрядах. Среди 297 посланцев Молдавии, Литвы, Латвии, Кабардино-Балкарии, Краснодара и Ленинграда 80 комсомольцев были из Белоруссии. За 10 лет работы силами бойцов отряда был отстроен один из красивейших поселков – Кичера, проложены линии электропередач, железнодорожное полотно от станции «Нижнеангарск – 2» до станции «Ангоя». В 1982 году бойцы Белорусского отряда были направлены на БАМ в поселок Сюльбан и здесь оставили добрую память о себе построенными домами, школой, объектами в п.Чара, прорубленными десятками километров просеки под ЛЭП и железную дорогу.
Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев в своем приветствии подчеркнул, что строители БАМа пользуются огромным уважением в Беларуси и в России. "Потенциалом этой удивительной магистрали, перспективами ее развития доказано, что это был великий и особо значимый проект. Люди, кто сознательно выбрал для себя трудовой подвиг и кого пытались опорочить в начале 90-х, сегодня справедливо получают наше признание, уважение и подтверждение того, что их труд был чрезвычайно важен", - резюмировал он. Слова госсекретаря о важности БАМа подтвердил и начальник объединения "Белорусская железная дорога" Валерий Веренич, назвав магистраль, как и весь Восточный полигон, "стратегически важной артерией, символом дороги будущего и мощным импульсом экономического развития".
Глубокая приветственная речь Ефима Басина (это благодаря его стараниям в составе ключевой группы лиц трудовой подвиг бамовцев не забыт, и сегодня героям воздается должное) вызвала продолжительные аплодисменты. Ефим Владимирович подчеркнул, какой невероятный порыв был у молодежи: чтобы стать строителем БАМа, - предстояло выдержать конкурс из трехсот (!) человек на место… Байкало-Амурская магистраль стала одной из самых знаменитых строек советской эпохи. И хотя было время, когда эту дорогу критиковали за неэффективность, сейчас сомнений в востребованности БАМа больше нет. За последние 10 лет грузопоток по БАМу существенно вырос. К концу 2022 года провозная способность магистрали составила 158 млн тонн. К концу 2024 года ее планируется довести до 189 млн тонн в год. Сегодня БАМ нужен не только для экспорта российских товаров, но и как транзитный путь между Востоком и Западом.
Ярчайшей страницей "в судьбе нескольких поколений и одним из самых масштабных инфраструктурных проектов в истории человечества" назвал БАМ и глава дипломатической миссии Республики Беларусь в России Александр Рогожник. Белорусы принимали самое активное участие в строительстве магистрали, "демонстрируя всему миру, на что способны настоящие патриоты, объединенные великой целью". Отрадно, добавил он, что спустя десятилетия белорусская молодежь снова едет строить объекты на легендарной железнодорожной магистрали БАМ - 2.0. Эта выставка, по его словам, в очередной раз показывает, что "дружба между народами может решать задачи любого уровня сложности".
После церемонии вручения заслуженных наград представителям Республики Беларусь состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве в области развития деятельности студенческих отрядов между АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» и ЦК ОО «Белорусский республиканский союз молодежи», документы скрепили подписями заместитель генерального директора – руководитель представительства АК «Железные дороги Якутии» в Москве Денис Сычугов и член постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Александр Лукьянов.
На мультимедийных экранах тем временем демонстрировались кадры архивной видеохроники из музейных фондов Республики Беларусь, затем прозвучало музыкальное поздравление от Коробкова Николая, лауреата конкурса гитарной песни БАМ-83 и БАМ-84, ветерана строительства БАМа. Есть такое выражение "благодарная память". Его настоящий, глубинный смысл начинаешь понимать, встречая таких людей, какими были и остаются большинство бамовцев, которые, несмотря на выпавшие на их долю трудности, считают времена строительства БАМа лучшими в своей жизни.
В 2024 году Бамовское содружество учредило Юбилейное знамя, посвященное 50-летию БАМа, как символ преемственности поколений. 17 февраля, в День Российских студенческих отрядов, состоялась торжественная церемония передачи знамени от ветеранов БАМа студотрядовцам. Так знамя отправилось в путешествие по России, первой точкой стала Самара, затем Сочи, дальше Иркутск, Тында – столица БАМа, а затем вместе со штабом Всероссийского студенческого трудового проекта «БАМ 2.0» побывало на ключевых объектах Восточного полигона. И вот настал момент передачи юбилейного эстафетного знамени от России в Беларусь, Заместитель председателя правления Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» Алексей Потейко передал знамя командиру студенческого строительного отряда «Ритм 2.0» Максиму РАЖАНЦУ.
На этой торжественной ноте закончилось замечательное мероприятие, но никому не хотелось покидать гостеприимный павильон Республики Беларусь на ВДНХ, ибо именно здесь зародилось теплое чувство ощущения в машине времени, которая перенесла нас на новую, но такую знакомую и родную планету под названием БАМ.
В заключение хочу выразить искреннюю благодарность друзьям-белорусам Вере Акимовне Прокашиной и Евгению Иосифовичу Карпику, а также Шамилю Хабибуловичу Гизатулину и Валентине Краснояровой, благодаря которым я и оказалась в этой самой машине времени.
Ольга Жукова, заслуженный журналист РС(Я. Фото автора.