Видео дня
Лента новостей
11.02.2025 г. Происшествия
10.02.2025 г. Общество

Человек труда Юрий Скицкий: «Мое сердце отдано полярной авиации»

Человек труда Юрий Скицкий: «Мое сердце отдано полярной авиации»
09.02.2025 13:32
Продолжаем серию публикаций о людях, прославляющих своим ответственным трудом дорожно-транспортный комплекс Якутии.

Наш сегодняшний герой – второй пилот Boeing-737 авиакомпании «Якутия» Юрий Михайлович Скицкий.

- Юрий Михайлович, расскажите, как Вы решили стать пилотом. Почему выбрали именно эту профессию?

- По большому счету, в моем случае это профессия выбрала меня, а не я ее. Все произошло чисто случайно. Стать пилотом - это была мечта моего отца. В свое время он поступил в Батайское военное училище, прошел комиссию без сучка без задоринки. Казалось бы, вот она, мечта, рядом. Но, увы, через год произошел несчастный случай - когда отец ехал на паровозе и высунулся из окна, ему в глаз попала случайная окалина. Через год его списали… Но он не отчаялся и стал инженером. А я всегда был «яблочко от яблоньки» и хотел по его стопам пойти в стезю инженерного дела.

Но на призывной комиссии мне настоятельно предложили подумать о карьере летчика - я подходил туда по всем критериям. Может, у них тогда был недобор? И так в 1978 году я поступил во Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов имени пролетариата Донбасса.


- Почему именно в военное училище?

- Защищать Родину - это священный долг, и у меня перед глазами всегда был пример обоих дедов, участников Великой Отечественной войны. В этом году исполняется 80 лет со Дня Победы, и я бесконечно горжусь ими. К сожалению, деда по отцу, МаксимаТимофеевича Скицкого, я не застал - в 1942 году он пропал без вести на полях Великой Отечественной под Харьковом. Он ушел на фронт одним из первых, ему было 37 лет. Дома остались ждать четверо детей и беременная жена. Бабушка до конца жизни хранила белый треугольничек с извещением о его пропаже. О судьбе его так достоверно выяснить и не удалось. Хотя кто-то говорил, что видел деда в Польше, в концлагере для военнопленных. Но следы в итоге потерялись…

Второй дед, по матери - Третьяков Григорий Ефимович - прошел войну от начала до конца. Его тоже призвали на фронт в июне 1941 года. Он попал в разведывательный батальон. В 1942 году он был ранен, его переправили в госпиталь в Таганроге. Бабушка, узнав об этом, пошла из станицы пешком за 200 километров, чтобы навестить его. Вот такая сильная любовь у них была. Выздоровев, дедушка вернулся на фронт. Он получил еще два или три ранения, но прошел войну до конца. Начинал на фронте Миусса, оборонял Сталинград, воевал в Белоруссии, Польше, закончил войну в Кенигсберге (Калининграде). После этого был в Маньчжурии, бился с японским врагом. У него было множество наград: Орден Отечественной войны, две медали «За отвагу», Орден Боевого Красного знамени, «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и многие другие. Очень редкая медаль «За переход пустыни Гоби» в Монголии на границе с Китаем и орден Трудового Красного знамени были у деда уже после войны.

Дедушка всегда был для меня примером мужества и беззаветной любви к Родине. После войны он также ударно работал, вместе с женой вырастили двух дочерей: мою маму и тетю. Подвиг обоих дедов всегда у меня в сердце, и не в последнюю очередь из-за этого я выбрал сперва военную карьеру.


- Расскажите, как проходили Ваши первые полеты?

- Первые полеты у нас происходили еще во время учебы. Нас, курсантов, сажали в специальные учебно-тренировочные самолёты Ту-134, и мы летали вокруг Крыма, сбрасывали «бомбы». Было очень интересно, летали по 5-6 человек три часа кругами. А еще мне нравилось десантироваться. Это очень красивое зрелище, когда разноцветные парашюты медленно опускаются вниз в тишине.

- А как Вы попали в полярную авиацию?

- Мой путь туда был довольно заковырист. Дело в том, что после выпуска по предписанию я выбрал Дальний Восток. Начинал в боевых частях. Но там меня распределили вообще не по профилю — вторым пилотом вертолета Ми-24 для укомплектования эскадрильи в Афганистан. А я понятия не имел, что такое вертолет. Полтора месяца учился на нем, летал, а потом написал рапорт, чтобы меня перевели хоть куда-нить, лишь бы на самолете. Я не хотел летать на вертолете, мне там все казалось низким и страшным. Слава богу, командующий начальник отдела кадров Дальневосточного военного округа сжалился надо мной и перевел в эскадрилью РЭБ. Сейчас это довольно известная аббревиатура (радиоэлектронная борьба), борьба с дронами, локаторами и т.д. А тогда об этом мало кто знал. Мне пришлось сдать зачеты по всем дисциплинам за три недели, так я и попал в эскадрилью РЭБ и начал летать на самолетах Ан-12, напичканных радиоэлектронным оборудованием. Облетали весь Забайкальский край, Монголию, Туркменистан, Таджикистан.

Так в военной авиации я отработал почти 4 года. А от Афганистана все же уйти не удалось: там нужна была эскадрилья, и я совершил два боевых вылета на Ан-12 для поддержки штурмовиков полка, стоявшего на границе Афганистана и Таджикистана. Слава богу, остались живы, а у меня за плечами – два боевых вылета.

Думаю, это моя судьба звала в полярную авиацию. Помимо нашей РЭБовской эскадрильи, у нас была еще и транспортная. Зимой 1982-83 года в Якутии стояли страшные морозы, под минус 60 градусов. Перемерзла газовая магистраль Верхневилюйск-Якутск, и мы летали туда на поддержку, возили трубы и оборудование для ремонта из Иркутска и из Читы в Якутск. Тогда я и познакомился с якутскими ребятами. В Якутске было 23 самолета Ан-12, авиационный парк. Я пришел и попросился туда. Командиром летного отряда тогда был Юрий Александрович Умеренко, он выслал мне вызов, и я по этому вызову приехал в Якутск и навсегда влюбился в полярную авиацию — вот уже более 40 лет безвылазно тут живу.


- Как складывалась Ваша жизнь на Севере?

- Первым делом я, конечно, перевез семью. Мы с женой родом из Ростовской области, двое детей у нас. Когда переехали в Якутию, младшему не было и двух лет. У меня не было гражданского пилотского удостоверения, чтобы его получить, надо было полгода обучаться в Якутском авиационном училище, сдавать экзамены, зачеты. И все это время параллельно работал бортоператором на Ан-12, таскал грузы, чтобы прокормить семью. В общем, становление было жестким, никому не пожелаю. Но зато потом были самые интересные полеты во всей моей карьере. Мы возили продукты, фрукты-овощи из Ташкента, Самарканда, Фергана, Душанбе в наши северные, арктические районы. Два месяца каждый год летали на обеспечение станции «Северный полюс», которая располагалась на плавучей льдине диаметром 2-3 километра! Их было 31 за всю историю. Станция дрейфовала от Мурманска мимо Новосибирских островов, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря и выходила к Северной Канаде, Гренландии. Такие работы проводились регулярно по мере необходимости: бывало, каждый год, бывало, с перерывом в 2-3 года. Всё зависело от скорости продвижения льдов и целостности льдины.

Мы возили ученым оборудование, садились прямо на льдину. Вот это была интересная работа! Однажды пришлось лететь почти в территориальные воды Канады.

- Расскажите немного о своей семье.

- Мы с женой всю свою сознательную жизнь живем в Якутске. Старший сын пошел по моим стопам, сейчас работает пилотом в авиакомпании Azur Air. Младший отучился в Московском государственном техническом университете им. Баумана, работает в Москва-Сити менеджером по производству. Есть внук, ему 8 лет. Мама моя живет все также в Ростовской области, под Новочеркасском.


- А как Вы проводите свободное время? Может, какие-то хобби у Вас есть?

- Свободное время выпадает редко. Но, как появляется свободная минутка, посвящаю ее любимому детищу — вокальному ансамблю «Взлёт». Уже более 40 лет поём для коллег на чистом энтузиазме, без нас не проходит ни одно мероприятие для авиаторов. Кроме того, занимаюсь хоккеем, играю в ветеранской команде.

- Как Вы поддерживаете физическую форму, справляетесь со стрессом от долгих перелётов?

- Знаете, после хоккейных матчей никакого стресса не остается, доползти бы до кровати дома (смеется). А летом, когда льда нет, кручу иногда педали на домашнем велотренажере. Занимаюсь делами в гараже, ковыряюсь в машине. Усталость снимаю в спортзале. Раньше недалеко от работы был деревянный спортзал. И нам даже ставили в план занятия спортом, два раза в месяц. Люди занимались гимнастикой, бегали. Сейчас, к сожалению, такого нет.


- По вашему мнению, какие качества и навыки нужны для пилота?

- Во-первых, пилот должен быть здоров. Во-вторых, целеустремлен. Если у него есть какие-то недостатки, он должен избавиться от них. А для этого нужно упорство. Без упорства в этой жизни ничего не достигнешь.

- Как вы поддерживаете профессиональное развитие и следите за новыми тенденциями в авиации?

- Профессиональное развитие у нас происходит постоянно, регулярно и по плану. У нас и занятия, и тренировки, и тренажеры, и курсы повышения квалификации. Я и сам постоянно читаю что-то в интернете, стараюсь узнавать новое, быть в курсе последних событий.

- Что Вы бы хотели сейчас изменить или улучшить в работе пилотов и авиации в целом?

- В целом я считаю, что российской авиации нужны свои самолеты, а все остальное у нас есть, и опыт, и учебная база. Я удостоверился в этом еще несколько лет назад, когда ездил в США на обучение в Pan American - альма-матер американской авиации. Конечно, тренажерная подготовка у них намного выше и лучше поставлена, поскольку база у них есть. Но в теоретической подготовке мы ничем им не уступаем. Поэтому я и говорю, что надо «плясать от печки» — делать свои самолеты. А люди у нас с головой, и молодое поколение, которое сейчас приходит, ни в чем не уступает своим предшественникам.


- И последний вопрос, Ваши планы на будущее?

- Планы у меня простые - расплатиться с ипотекой, пока не вышел на пенсию (смеется). За 44 года в авиации у меня чего только не было: полёты в ВВС и на Ан-12 - это только начало карьеры. А после этого было ещё 14 лет работы на Ту-154, полёты на этом лайнере по разным странам и континентам (Африка, Азия, Япония, Китай, Европа, Париж, Лондон ,Ближний Восток и т.д.). Затем очередное переучивание — ещё одно училище в Бугуруслане уже в зрелом возрасте, когда наши советские самолёты начали менять на иностранную технику с двухчленным экипажем. Я работал на первом российском двухчленном самолёте Ан-140 в Якутском авиапредприятии.

А дальше ещё интереснее - переучивание на американскую технику Boeing, уже у них в Америке. На секундочку, новый президент США Дональд Трамп летает на этом Boeing-757 и имеет один в личной собственности. В авиакомпании «Якутия» в свое время было 5 пассажирских и 2 грузовых Boeing-757, на которых мне посчастливилось работать. А затем уже флот поменяли на Boeing-737, но и на них мы до последних событий неплохо работали, летали в Аляску (США), Корею, Японию, Филиппины, Бали, Китай, ту же Европу. В общей сложности уже 15-й год я летаю на самолётах семейства Boeing. И тем, как сложилась жизнь, доволен.

Хочу пожелать дальнейшего развития нашей якутской авиации, в этом году грядет ее юбилей - 100 лет. Очень горд, что работаю с настоящими профессионалами в дружном и слаженном коллективе авиакомпании «Якутия». С удовольствием передаю опыт молодому поколению, ребята толковые у нас летают, и сам я тоже готов еще работать, пока есть силы и энергия, на благо родной авиакомпании, ведь авиация - это дело всей моей жизни!


Пресс-служба авиакомпании «Якутия».

Информационное агентство SakhaTime
КОММЕНТАРИИ
Возврат к списку
Репортаж недели
Подписаться на новости

Получайте самые свежие и актуальные новости от SakhaTime!

Управление рассылками

Сайт работает на системе: "1С-Битрикс: Управление сайтом"
Разработка: Компания "Инфомастер"
Яндекс.Метрика