
В работе его поддерживают старшие товарищи, чей многолетний опыт позволяет всем районным участкам предприятия действовать сообща, обеспечивая бесперебойное движение на автозимниках. Как говорят арктические дорожники, пути разные, но дорога одна.
Вот что рассказал Василий Христофорович:
- Наш дорожный участок (Эвено-Бытантайский филиал КП «Дороги Арктики») был образован в декабре 2019 года. Сегодня у нас работает 16 человек: начальник участка, дорожный мастер, ведущий механик (техэксперт), завскладом, по двое водителей, машинистов ДСМ и дорожных рабочих, слесарь по ремонту дорожно-строительной техники, электросварщик ручной сварки и четыре сторожа (вахтёра).
Я родился и вырос в административном центре Эвено-Бытантайского национального улуса - селе Батагай-Алыта. После школы окончил Инженерно-технический институт СВФУ им. М.К.Аммосова. Работал главным инженером в ГУП «ЖКХ РС (Я)», затем в 2022 году перешёл в КП РС(Я) «Дороги Арктики». В то время начальником участка был Виктор Сергеевич Ачикасов. Он предложил мне подать документы и пройти обучение на должность технического эксперта. Я с удовольствием согласился. Прошёл стажировку в стационарном пункте технического осмотра предприятия в г. Якутске.
Знания, которые я получил тогда, до сих пор помогают мне в работе. Набравшись опыта, в 2023 году провёл десятки техосмотров в трёх районах Янской группы улусов. Процедуры проходили при помощи передвижного пункта технического контроля - автомобиля-лаборатории на базе «КаМАЗа». Профессия техэксперта мне дала многое. В первую очередь, обмен опытом между дорожными участками. Я увидел, как работают коллеги в соседних улусах, расширил круг знакомств, узнал много нового.
В нашем районе наземная транспортная связь - исключительно по автозимникам. В декабре начинают ездить небольшие грузовики с продовольствием. Следом за ними идут перевозчики топлива и угля, нефтепродуктов. В нашем ведении находится в общей сложности около 300 км автомобильных дорог «Верхоянье» и «Себян». Раньше, до конца 2019 года, «Верхоянье» от посёлка Батагай до села Батагай-Алыта обслуживал Верхоянский дорожный участок. Это немного изменилось, когда в 2020 году участок основали у нас.
Сейчас дорогу от села Батагай-Алыта (Саккырыр, Тюгясирский наслег) в сторону Верхоянского улуса до 147-го километра содержит и обслуживает Эвено-Бытантайский дорожный участок. Кроме того, участок обустраивает дорогу на территории Верхоянского района от развилки на 147-м километре до села Суордах по автодороге «Себян» (160 км). В первые годы мы еще обслуживали участок Батагай-Алыта - Кустур, но в последнее время его содержит частная компания.
И летом, и зимой заключаем договоры с районной администрацией на оказание различных услуг. Например, привлекались на работы по строительству новой школы, обустройству сельской свалки, равняли взлётно-посадочную полосу в аэропорту, выполняли земляные работы по вспашке минерализованных противопожарных полос, выполняли краткосрочные работы в селах Кустур, Джаргалах, очищали от снега площадку и расчищали гоночную полосу для главного праздника нашего района - Слёта оленеводов и т.п.
То есть, в силу своих возможностей, мы стараемся способствовать развитию нашего родного улуса. Снегоуборочной и погрузочной техники в Эвено-Бытантайском районе не так много, поэтому местной администрации довольно часто приходится обращаться к нам за помощью.
Мы эксплуатируем 10 единиц техники, в том числе два «Кировца» К-702, К-703, «КаМАЗ»-самосвал, гусеничный бульдозер «Четра», погрузчик «Амкодор», «Урал»-ГИРД, «УАЗ»-«фермер», автогрейдер ДЗ98В. В основном в обслуживании автозимников используются колёсные бульдозеры «Кировец» и «Урал»-ГИРД для сопровождения.
Осенью начинаются дорожные работы по обслуживанию автозимников. В ноябре трогаемся в сторону Верхоянского района. Как только речка Бытантай позволит нашей технике проехать, движемся дальше. Прошлая осень была затяжной, тёплой, реки стали с опозданием, потому и дороги мы открывали с задержкой в две недели.
Основные наши задачи - это очистка дороги от снега, срезание кочек и засыпка подъёмов и спусков шлаком, который у нас используется в качестве противогололёдного материала.
На автозимнике «Верхоянье» три больших переезда через реки Улахан-Саккырыр и Бытантай. На реке Бытантай часто образуются наледи. При переходе рек на перекатах встречается ещё одна проблема - сушенцы.
Это масса свободно лежащих камней, которые ничем не соединены между собой, ни снегом, ни льдом. В таких местах колеса техники часто пробуксовывают и зарываются. Бороться с ними сложно, но возможно. Чтобы придать камням статичность, необходимо соединить их в единую структуру. Это организовывается путем смешивания камней со снегом и дальнейшего накатывания. Вообще по нашим рекам встречается множество препятствий, при образовании которых каждый раз устраиваются новые объездные пути.
Примечательно, что в отличие от других районов пурга и метели доставляют нам относительно немного хлопот. Когда мы ездили в Абыйский район, то воочию увидели огромные снежные заносы, о которых раньше только слышали от коллег.
По сравнению с ними наши кажутся незначительными. Мы часто общаемся с грузоперевозчиками, которые ездят по нашим дорогам, всегда интересуемся у них, что да как. Можно сказать, с пользователями дорог держим прямую связь.
В основном, конечно, мы находимся в тесном контакте с водителями бензовозов. Потому что они ездят ежедневно, возят топливо в Эвено-Бытантайский район из Верхоянского. Также к нам завозят стройматериалы и товары местных предпринимателей. В последние годы заметно возросло количество объектов строительства.
В нашем участке работают местные жители. Все мы знаем друг друга давно и довольно хорошо. С некоторыми ребятами вместе учились в школе, работников постарше тоже знаем с малых лет. Мы все понимаем, что работаем во благо родного края, поэтому у нас команда сплочённая, дружная. Мне кажется, дух единства и сплочённости является неотъемлемой частью коллектива. В нашей работе иначе никак не обойтись. Ценим каждого специалиста. Могу сказать с уверенностью, что каждый из нас готов помочь товарищу в беде, разделить вместе с ним и счастливые моменты. Это касается и работы, и личной жизни. У нас работают опытные аксакалы, которые связали свою жизнь с дорожной отраслью уже давно. Безусловно, их опыт и наставления очень помогают молодым ребятам.
Ввиду того, что участок у нас небольшой, производственные циклы длятся около пяти дней. В основном, на циклах задействованы два трактора и автомобиль сопровождения, т.е. два машиниста ДСМ, водитель, дорожный рабочий. Несколько дней работают в гараже -ремонтируют и готовят технику, а по окончании дел, по графику, снова выезжают на линию.
Мы северяне, поэтому каждый из нас увлекается охотой, рыбалкой, одни весь отпуск заняты на сенокосе, содержат скот, а другие - потомственные оленеводы.
Но нас объединяет одно - дороги. В последние годы Эвено-Бытантайский национальный улус развивается довольно быстрыми темпами. И наша задача способствовать этому прогрессу, обеспечивая район качественной наземной дорожной связью.