Кто: Анастасия Диодорова (@anastasia.dio)
Вид спорта: плавание
Категория: поражение опорно-двигательного аппарата (ПОДА)
Паралимпиада в Токио: пятое место
«Мне повезло, что это произошло в детстве, потому что себя «до» я не помню»
Когда мне было три года, я залезла в электростанцию, схватилась за провода, меня ударило током в 10 000 вольт. Электростанцию сразу отключило, и я осталась жива, но сгорели руки. Дедушка меня сразу закопал в землю, чтобы обесточить (повезло, что он знал, что делать), затем меня отвезли в больницу. Было много операций по ампутации, была гангрена, нужно было все отрезать. Последняя операция прошла в 11 лет, и все эти годы мама была со мной в больнице. Помню, как мы сбегали с ней в Театр кукол или домой, чтобы хоть немного отвлечься.
Я восхищаюсь тем, как стойко мои родители восприняли случившееся. Тогда не было такого доступа к информации, не было специалистов, которые могли бы подсказать, и они сами интуитивно нашли подход, при котором я не чувствовала себя особенной. Они просто вели себя так же, как и до этого: у меня были свои домашние обязанности, и даже если они что-то переделывали за мной после, то я этого никогда не замечала. Мне всегда хотелось быть такой же, как мои брат и сестра: бегать, делать все то же самое, не отставать.
В каком-то смысле мне повезло, что это произошло в детстве, потому что себя «до» я не помню вообще, только примерно с пяти лет, как раз когда мы поехали на протезирование.
Я никогда не воспринимала себя ущербной, впервые такие мысли появились, наверное, только в подростковом возрасте. В детстве я быстро начала что-то делать ногами, играть ведь хочется: училась рисовать, шить, да и сейчас в основном использую ноги. Я могу делать абсолютно все, только немного по-другому.
«На меня приходили посмотреть, как в зоопарк»
Я училась в двух школах, и в начальных классах у меня были отличные одноклассники: меня все обожали и защищали, учительница помогала догонять класс и оставалась со мной после уроков, чтобы не смущать. Потом пришлось переехать в другой район и перейти в новую школу, и там было довольно сложно: все приходили на меня посмотреть, будто в зоопарке. Было обидно, я искренне не любила это место, плакала и не хотела туда ходить, но родители настаивали, и не зря: все привыкли, я привыкла, стало проще, было много хороших моментов.
Причем надо мной никогда не издевались из-за отсутствия рук, просто проявляли излишнее внимание. Иногда обзывали из-за того, что я азиатка. Так или иначе, но школа – определенный этап социализации, который я прошла. Рада, что это было в моей жизни.
Раньше я ходила в закрытой одежде, чтобы ничего не было видно, а когда люди все же подходили и спрашивали, думала: «Как они могут?» Потом поняла, что это может быть невоспитанность, необразованность, недостаток опыта общения с такими людьми. Я не обижаюсь, стараюсь не реагировать, предпочитаю думать, что все на меня смотрят потому, что я просто безумно красивая, а иногда придумываю дикие истории: мол, на меня напала акула или случилась авария. Забавно, но люди верят и не воспринимают это как шутку.
«Меня не допустят на бортик один на один с детьми»
Я часто сталкивалась с особым отношением к себе. В 90-х меня не хотели брать в обычную школу, но мама и завуч настояли. То же самое было с университетом: я поступала на физкультурный факультет, где не могла выполнять половину практического материала, и приняли меня только после официального письма из Паралимпийского комитета. К тому моменту я уже была мастером спорта международного класса.
Сейчас у меня другая проблема: я не смогу работать тренером по технике безопасности, у меня I группа инвалидности. Меня никто не допустит на бортик один на один с детьми, и это грустно, потому что мне хотелось бы передать свой опыт. Вот именно из-за таких ситуаций появляется желание все бросить и больше не стараться.
«Я начала сравнивать себя с другими»
Спорт появился в моей жизни, когда я была в сложном подростковом периоде. Тогда я уже начала сравнивать себя с другими, понимать, что отличаюсь, и осознавать всю грусть своего положения. А в бассейне получилось реализовать свой потенциал и начать раскрываться. Плавание стало делом, в котором я смогла найти себя. Оно не мешало учиться, заниматься хобби. Чем меньше свободного времени, тем больше ты успеваешь и меньше мучаешься негативными мыслями.
«Все трудности в итоге обернулись к лучшему»
Я в спорте уже давно: начала заниматься, когда мне было 13 лет, а уже через год поехала на свои первые Паралимпийские игры. В тот момент, стоя на стадионе, я почувствовала огромную любовь и желание сделать плавание своей профессией. Мне нравилось все: окружение, движение, атмосфера и люди.
В Токио волнения не было, потому что я изначально понимала, что у меня немного шансов на медаль, из-за этого была хладнокровной. А пустые трибуны создали ощущение домашнего чемпионата, а не соревнований олимпийского размаха.
Вообще, я планировала закончить карьеру еще в 2012-м после Паралимпийских игр в Лондоне, но из-за плохого выступления решила тренироваться дальше и готовиться к Рио-де-Жанейро. До Токио я обещала себе при любом раскладе поставить точку, но сейчас меня снова не удовлетворяет мой результат, а значит, я не могу уйти.
Я выросла в спорте, и это сильно повлияло на мой характер: на то, как я ставлю цели и как их добиваюсь. Все трудности, которые мне приходилось преодолевать, в итоге обернулись для меня в лучшую сторону. Мне очень нравится фраза Just Do It, и я с ней согласна. Чтобы чего-то добиться, нужно просто делать. Любой успех – это процесс. Это правило, которого я придерживаюсь по жизни.
«Я не хуже остальных из-за инвалидности. В чем-то даже лучше»
Не сдаваться помогает в первую очередь воспитание. Родители вложили в меня мысль о том, что я такая же, как и все, и могу добиваться всего, чего захочу. Это мой фундамент. Я не глупее остальных и не хуже из-за инвалидности. В чем-то даже лучше.
Семья сильно поддерживает меня во всех начинаниях. Когда после 2016-го я захотела уехать в Италию на два года, чтобы тренироваться, они были на моей стороне, хотя все остальные говорили, мол, кому я там нужна. Мама даже знакомилась с тренером, чтобы понимать, кому она меня отдает. Мама – моя главная поддержка, самый важный человек в моей жизни. Она с детства рядом, в любых ситуациях: и в радостных, и в сложных. Она не смогла поехать со мной в Токио, и для меня это было в новинку. Даже просто поговорить вживую, прикоснуться к ней, почувствовать ее тепло – это очень важно.
«Порой нужно пробивать стены»
Я просто не акцентирую внимание на тех ограничениях, которые передо мной стоят, и стараюсь видеть больше возможностей. Люди должны понимать, с чем могут столкнуться и что порой нужно пробивать стены. Не всегда стоит следовать правилам.
Самый главный совет, который я могу дать окружающим и самой себе: не упускать возможности. Сегодня их много, и надо понимать, какую важную роль они могут сыграть в твоей жизни.
Фото: Алексей Колпаков
Идея: Ксения Аносова
Продюсер: Анастасия Фридман
Стилист: Ксения Васильева
Текст: Анастасия Павлова, Кристина Константину